Предпосылки становления террориста как личности
Личность террориста всегда привлекала и привлекает к себе внимание как отдельных исследователей, так и многих государств в целом. Считалось, что стоит изучить это сложноорганизованное целое, как все сразу же станет понятным как в личности, так и в психологии самого террориста, и проблема борьбы с ним получит надлежащую основу и базу. Однако именно это оказалось самой сложной и до сих пор неразрешимой задачей.
Самое опасное — недооценить врага. Один американский генерал, которого в свое время похитили террористы из итальянских «КРАСНЫХ БРИГАД», сказал после освобождения, что террористы - это группа преданных своему делу людей, которые верят в то, что они делают, и относятся к этому очень серьезно.
К людям, которые, так или иначе, готовы на насилие, убийство, тоже надо относиться серьезно. Специалисты знают, откуда берутся люди, способные с легким сердцем убивать женщин, детей, захватывать ради призрачных, а порой даже химерных идей больницы, торговые суда, самолеты...
Каждый второй европейский террорист происходит из вполне благополучной семьи. Уровень образования - выше среднего. Каждый второй закончил школу и поступил в университет. Но работы не нашел.
Каждый четвертый террорист вырос в семье, где родители разошлись, причем в тот момент, когда ребенок был подростком, то есть находился в самом уязвимом с точки зрения современной возрастной психологии моменте развития.
Недостаток внимания к ребенку в семье, конфликты с родителями — это часто встречающийся фактор в становлении будущего террориста. Лишь один из пятнадцати террористов испытывает чувство любви к своим родителям.
Разумеется, это не означает, что неблагополучие в семье обязательно приводит молодого человека в террористическую организацию, но, во всяком случае, это делает его уязвимым со стороны разного рода теорий, обещающих путем насилия привести народ к полнейшему счастью.
Будущие террористы не бросаются, сломя голову, в подпольную деятельность. Это постепенный процесс, включающий разрыв связей с семьей, родителями, домом, отказ от работы и привычек, т.е. от всего, что составляло его прежнюю жизнь. Этот разрыв воспринимается первоначально как желание освободиться то всех надоевших проблем и забот.
В террористическую организацию новичка часто приводят друзья, родственники, соседи. Зачастую это носит случайный характер. Одинокий, чаще всего молодой человек, вдруг встречает человека с оружием, который кажется таким уверенным в себе, бесстрашным и жизнерадостным, избавленным от всех житейских неурядиц.
Новичка просят о невинной услуге, потом о более серьезной и т. д.
Террористические группы могут существовать только потому, что их поддерживают люди, не привлекающие внимания правоохранительных органов. Люди, готовые помочь, крайне важны. Без них террористические группировки просто не продержались бы. Это возможное их будущее кадровое пополнение, они помогают готовить операцию, крадут и подделывают документы, покупают оружие и взрывчатку, служат курьерами и даже грабят банки, если нужны деньги. Они содержат сеть надежных квартир в крупных, особенно в портовых городах, готовы достичь любой точки земного шара и обеспечить боевиков транспортом и надежным укрытием. Некоторые из них могут сами затем влиться в террористические группировки.
Время, которое человек проводит в роли способствующего и помогающего, позволяет ему подготовиться к нелегальной жизни. Но это еще и своеобразная проверка. Тот, кто ее выдержал, совершил преступление, первое убийство — может войти в состав группы. Достаточной проверкой считается также участие в вооруженном ограблении банка.
Жизнь террориста имеет свою специфику. В ней исчезает грань между личной жизнью и "политической" борьбой. Личные потребности вытекают из общей "политической" цели. Террористы, отрезанные от родных и знакомых, замыкаются в своем крохотном мирке. Они могут полагаться только на самих себя.
Происходит незаметная самоизоляция от остального мира. Террористы живут как бы в маленьком гетто. Они разговаривают между собой только на понятном им языке. Находясь постоянно вместе, они привыкают иметь дело только со своими. Весь мир, которым эти люди дорожат, сжимается до размеров группы; если их группа одобряет какое-либо действие, значит — это правильно.
Каждая успешная операция укрепляет союз террористических групп. Знаменитые боевики становятся моделью для начинающих. Особенно сильно такие идолы воздействуют на не очень образованных и эмоционально нестойких молодых людей, на тех, кто страдает комплексом неполноценности. Они с восхищением разглядывают по телевидению дело рук своих старших товарищей, проникаясь желанием им подражать.
Вообще средства массовой информации всегда принимаются террористами в расчет: телевидение словно занимается пропагандой в их пользу. Беспомощность правительств создает ощущение того, что террористы — несокрушимая сила, что их требования справедливы, что им нельзя противостоять.
В какой-то степени боевая группа заменяет молодым террористам семью. Она дает тепло человеческого общения, чувство безопасности, и многое другое, чего эти юноши и девушки были лишены; сидя дома. Группа одновременно и источник определенного материального благополучия. Не искать работу, не думать о пропитании т.д. Среди террористов нет недостатка в молодых женщинах свободных взглядов.
Будущие террористы находят то, чего им так не хватало: надежность, цели, уверенность. Они находят в группе настоящую дружбу, солидарность, сплоченность, даже любовь и преданность друг другу. Таким образом, возникают любовные пары.
Психологическая модель личности террориста.
Можно определить основные базовые виды или модели личности с людей, которые волей случая становятся на путь террора.
Первая модель — модель психопата-фанатика, она расшифровывается следующим образом: это человек, который руководствуется своими убеждениями (неважно какими -религиозными, идеологическими или политическими) и искренне считает, что его действия, независимо от их конечных результатов, полезны для общества. Это человек, у которого сфера сознания крайне сужена теми или иными доктринами. На политическом языке — это фанатик, на психологическом — психопат.
Вторая модель — модель фрустрированного человека, базирующаяся на невозможности или неспособности человека по каким-либо причинам достичь нормальным путем важных для него целей, и эти аспекты неизбежно порождают у него тенденцию к агрессивным действиям.
Третья модель — модель человека из ущербной семьи. Жестокое обращение родителей с ребенком, его социальная изоляция, дефицит добрых отношений могут привести к формированию озлобленной личности с антисоциальными наклонностями.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в основе формирования личности террориста могут лежать абстрактные идеи, великие мотивы, абсолютная вера в свою правоту, внутреннее отрицание или достаточно частые сомнения, скучная, рутинная работа при определенном складе психики.
Психология террориста характеризуется неустойчивой самооценкой, постоянное непрерывное психологическое движение.
Психология террориста в группе имеет свои особенности. Решение о терракте представляет собой совокупность решений нескольких лиц относительно цели, объекта, средств, времени и месте акта, а также побочных обстоятельствах, способных содействовать или воспрепятствовать задуманному. Поэтому успех в выработке общего решения будет определяться базовыми качествами каждого террориста, к которым обычно относят следующие шесть качеств:
- преданность своему делу террора и своей организации;
- готовность к самопожертвованию;
- выдержанность, дисциплинированность;
- конспиративность;
- повиновение;
- коллективизм — способность поддерживать хорошие отношения со всеми членами своей группы.
С одной стороны, нам понятно, что под словом "толпа" мы понимаем просто определенную группу лиц, связанную одинаковой целью, к тому же группу лиц различной принадлежности полов и возрастов. Самый поразительный факт, наблюдавшийся в такой образовавшейся "толпе", следующий: каковы бы ни были индивидуумы, составляющие ее, каков бы ни был образ жизни, занятий, характер, ум и т.д. каждого из них, для превращения их в "толпу" достаточно того, чтобы у них образовалась своего рода "душа", заставляющая их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Сформировавшаяся таким путем "толпа" представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение в виде единого организма. Отсюда вытекают такие характерные черты, которые присущи любому мыслящему организму: импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы; податливость внушению и легковерие; преувеличение и односторонность чувств, впадание в крайности, нетерпимость, авторитетность и своеобразный консерватизм.
Следует отметить, что все вышеперечисленные качества присущи в какой-то мере каждому индивидууму, но в массе они возрастают многократно. Лидеры, которые знакомы с психологией толпы, умело играя на ее чувствах, амбициях и настроении, а также используя момент времени, могут руководить толпой, направлять ее и использовать в своих целях. При этом подготовленный лидер знает, что основными факторами, которые необходимо учитывать при воздействии на толпу являются:
- РАСА. Данный фактор должен стоять в первом ряду, так как своим значением он превосходит все другие.
- ТРАДИЦИИ. В традициях выражаются идеи, потребности и чувства прошлого расы, в них заключается синтез расы.
- ЭПОХА. Исторически обусловлено то, что период времени способствует возникновению, развитию и уничтожению верований; время дает силу и могущество и время же лишает того и другого. Время подготавливает мнения и верования толпы или, по крайней мере, почву, на которой они могут развиваться. Вот почему некоторые идеи могли быть осуществимы только в известные эпохи.
- ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. Учреждения и правительства — это продукты расы, и не они создают эпоху, эпоха создает их. Народы управляются не так, как того требует их характер. Нужны целые века для образования какого-нибудь политического режима, и точно также нужны века для его изменения. Учреждения сами по себе не могут быть ни хороши, ни плохи для какого-нибудь народа в данную минуту времени, могут быть совсем не пригодны для него в другую.
- ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ. Этот фактор определяет цивилизованный, культурный и интеллектуальный уровень толпы. Чем выше образование и воспитание, тем больше вероятность взаимопонимания между лидером и толпой. Необходимо помнить, что толпа несколько напоминает сфинкса из античной сказки: надо либо научится разрешать загадки, предлагаемые нам ее психологией, или же безропотно покориться тому, что толпа нас поглотит.
В заключение приводятся некоторые способы воздействия на толпу с целью управления ею:
1. ОБРАЗЫ, СЛОВА И ФОРМУЛЫ. Изучая психологию толпы, можно видеть, что на нее удается действовать с помощью образов. Такие образы не всегда имеются в нашем распоряжении, но их можно посредством умелого применения слов и формул. Искусно обработанные формулы получают действительно ту магическую силу, которая им приписывалась некогда адептами магии. Они могут возбудить в толпе самые грозные бури, но смогут также и успокаивать ее.
2. ИЛЛЮЗИИ. Толпа сама по себе никогда не стремилась к правде; она отворачивается от очевидности, не нравящейся ей и предпочитает поклоняться заблуждению, если только заблуждение это прельщает ее. Кто умеет вводить толпу в заблуждение, тот легко становиться ее повелителем.
3. ОПЫТ. Опыт является единственным действительным средством для прочного укрепления какой-нибудь истины в душе толпы. Однако нужно помнить, что опыт должен быть совершенен в широких размерах и апробирован несколько раз.
4. РАССУДОК. На толпу нельзя влиять рассуждениями, так как ей доступны только грубые ассоциации идей. Чтобы убедить толпу, надо сначала хорошо ознакомится с воодушевляющими ее чувствами, притвориться, что разделяешь их, затем попытаться их изменить, вызывая посредством первоначальных ассоциаций какие-нибудь прельщающие толпу образы. Надо также уметь вернуться назад в случае нужды и, главное, уметь угадывать те чувства, которые порождаешь в толпе.
Литература
Безопасность жизнедеятельности и выживание на море – Колегаев М.А. Иванов Б.Н. Басанец Н.Г. [2008]